В каком случае надо обращаться к логопеду?
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки; 2) с трудом учит стихи; 3) путается в порядке следования времён года и дней недели; 4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три; 5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами; 6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево"; 7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки; 8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:
1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой; 2) кинестетики; 3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; 4) дети с задержкой развития устной речи.
Отношение к дислексии за рубежом
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха
Преимущества дислексии
Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.
Основные свойства, характерные для всех дислектиков: - они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия; - в высокой степени осознают окружающую их обстановку; - более любопытны, чем остальные; - мыслят в основном образами, а не словами; - высоко развита интуиция и проницательность; - они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств; - имеют яркое воображение.
Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации, для Грега Луганиса - спорт.
Знаменитые дислексики:
Александр Грейам Белл Леонардо да Винчи Мерилин Монро Нельсон Рокфеллер Петр Первый Ричард Роджерс Стивен Дж.Кэннел Том Круз Уильям Батлер Йитс Уинстон Черчилль Уолт Дисней Чарльз Шваб Шер Альберт Эйнштейн Брюс Дженнер Вупи Голдберг Ганс Христиан Андерсен Гарри Вудроу Уилсон Генри Форд Грег Луганис Дастин Хоффман Джей Лено Джеки Стюарт Джордж Бернс Джордж Буш Смит Пэттон Дэни Гловер Квентин Тарантино
Тесты на определение дислексии для взрослых
Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете "Да" более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.
ТЕСТ
- Когда Вы проверяете написанное Вами, часто ли замечаете собственные ошибки? (Да / Нет) - Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет) - Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет) - Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет) - Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет) - Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет) - Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет) - Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет) - Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет) - Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет) - Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет) - Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)
Кроме такого теста необходимо пройти стандартный тест на определение отклонений в слуховой, фонологической, визуальной и других функциях.
Далее определяется проверка способностей к чтению, правописанию, способности оперативной памяти, понимание, интеллекта, трудностей с определением право-лево, визуальное прослеживание, медицинские, генетические факторы и другие.
Школа:
- Чувствуете ли Вы себя в школе неполноценным? (Да / Нет) - Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет) - С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет) - Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет) - Трудно ли Вам читать вслух? (Да / Нет) - Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет) - Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет) - Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет) - Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет) - Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет) - Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет) - Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет) - Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет) - Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет) - Ваши любимые предметы в школе? - Ваши нелюбимые предметы? - Любите ли Вы спорт? (Да / Нет) - Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)
На работе и в колледже:
- Испытываете ли Вы трудности с выполнением текущих обязанностей? (Да / Нет) - Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет) - Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет) - Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)
Вправо и влево:
- Хорошо ли вы ориентируетесь в понятиях право-лево? (Да / Нет) - Вы левша? ( (Да / Нет / Неопределенно (оберукий)) - Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет) - Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди) - Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому) - Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)
Медицина:
- Есть (были) ли у Вас отклонения в здоровье? Если есть или были, то какие? (Да / Нет) - Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет) - Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет) - Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет) |