Нередко
возникает вопрос: почему многие взрослые, достаточно образованные, успешно
закончившие школу и институт, так и не научились грамотно писать? Почему от
школьных учителей русского языка и литературы последнее время очень часто
исходит диагноз - "логопедическая дисграфия"? Родители не должны
ответственность за грамотность своих детей полностью перекладывать на школу, а
попытаться помочь ребенку и тем самым избежать многих проблем при обучении в
школе.
Для детей школьного возраста
существует методика "орфографического" чтения. За основу берется
теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова,
которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую
медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш
ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что
он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как
пишем".
Берем небольшой отрывок
текста, и предлагаем ребенку прочесть его не так, как мы обычно говорим, а так
как пишем, четко проговаривая все слоги. Тем самым задействуется зрительная и
слуховая память. И уже при написании диктанта в школе, ребенок про себя проговаривает,
как правильно написать это слово.
Достаточно уделять этому
5-10 минут в день, но регулярно. Вполне возможно, что такие занятия покажутся
ребенку забавными, все зависит от Вашего к ним отношения...
Как мы усваиваем информацию
Учеба - это процесс, в
котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда
даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.
Руки - 90% от
того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому
старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить
пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при
необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же
ошибке.
Рот - 70% того,
о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами
вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами
подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный
правильный ответ он произносил сам.
Уши - лишь 20% того,
что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет
недостаточно.
Глаза - 30% того,
что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие
материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными,
тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.
К какому типу относиться ваш ребенок?
Но у каждого человека
какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три
основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный
психолог Лунина Римма:
Кинэстический тип. Люди
этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные
действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может
обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если
процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает,
меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его
занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и
возможность движения. Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во
время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять
сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не
запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько
может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным
нормам поведения.
Визуальный тип. Его
основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и
любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая
над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не
запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством
письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше
всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с
помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим,
нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим
помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.
Аудитивный тип. Усваивает
информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным
запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и
даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной
обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот
необходим фон - приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок несколько раз
проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или
магнитофон.
Наталья
Баурова |