Как помочь ребенку наладить
взаимоотношения с одноклассниками?
Именно
семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и
прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на
ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают,
что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с
одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше
пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы
рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной
ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.
Общаясь с родителями непопулярных
школьников, я условно выделила несколькотипов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.
1. Родители понимают,
что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь
(иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве
также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Необщительные, замкнутые родители не
могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь
наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми,
подают детям родители.
2. Родители считают, что
у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты
окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети,
агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно
воспитывающие своих детей.
Кстати, иногда именно позиция родителей
и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает
считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои
ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться
с их интересами и мнением.
3. Родители,
обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу
особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным
руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.
Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не
хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со
стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его
ребенок был инициатором травли другого.
Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не
каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может
получать удовольствие, унижая сверстника.
Дети склонны объединяться против чем-то
не угодившего им сверстника. Это называется "дружить против
кого-то". Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему
настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует
постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны,
заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности
ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик - куда
пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще
умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая
возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент,
когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.
Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над
ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с
мнением окружающих, находить компромиссы. |