Как ни
странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не
хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это
нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и
говорит:
- Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: "фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!
Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто
забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих
родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы,
которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать -
двадцать лет назад туманное понятие какого-то "долга" (не то перед
страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем)
было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну:
- Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый
день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А
ты должен - учиться.
И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла
какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно
понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что
называется, "с порога".
Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук.
Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо
устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые
если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем
не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за
образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно
младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому
мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да
еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их
разума.
Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом
удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь
человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного
не в плане - "взять и съесть", а в плане - "понять". И это
понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а
зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на
доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но
многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе,
что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую
очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую -
управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует
специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они
вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен,
как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.
Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные
дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту
неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный
выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или
программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе -
вернется и успеваемость.
Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В
средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на
роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок
попал между двумя "группировками", не может определить свою позицию,
конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в
проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком
общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки,
не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на
неуклюжие "подначки", попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой
ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо
учиться, не хочет идти в школу.
Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить
адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального
функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того,
что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом
случае необходимо проанализировать причины конфликтов ребенка с
одноклассниками, и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой
психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на
который можно опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например,
ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку
всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда
преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным
образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его
самого.
Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность
познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в
неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены
сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область
его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается
с такими же, как он, "детьми улицы", разумеется, ничем не обогащаясь
от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда
такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью,
но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на
вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило,
числятся в "отстающих".
В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути
встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою
любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым
"дремлющие" возможности детского мозга. Совершенно необязательно, что
жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но мозг уже
начал работать, и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу
для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали
о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко. Автору
посчастливилось наблюдать всего два таких эпизода. |