Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе можно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей.
Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с трех лет, другие - за год до первого класса. Мы склонны считать: весь период жизни ребенка до школы, со всеми его особенностями - и есть то время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь важно найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Всегда надо быть на шажок впереди цели, но она должна быть достижимой, соответствовать детским возможностям. Будем помнить: у тех, кто испытал неудачу, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому... А без такого интереса - как учиться?
Но будем реалистами. Возможно, о подготовке вы задумались на пороге оставшегося до школы года. Вы уже были у врача, проверили зрение, слух, выяснили, что у вашего ребенка нет хронических заболеваний. Вы строго соблюдаете основные условия физического развития ребенка - рациональное питание, режим дня, полноценный сон, прогулки на воздухе.
Ваш ребенок не только достаточно двигается (бегает, прыгает, играет), но и выполняет специальный комплекс утренней гимнастики, закаляется. Вы научили его основным гигиеническим навыкам. Если что-то упущено, то еще не поздно наверстать. Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два - ребенок замкнется и перестанет спрашивать.
Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. "О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?" - спросили мы как-то одного малыша. Он ответил: "Ни о чем. Она только замечания делает - не ходи, не трогай, не лезь". О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на треть от возможной: от свежего воздуха да от движения (и то все время пресекаемого мамой). А общение, а знания об окружающем мире, которых у мамы наверняка больше? Зачем же обделять ребенка?
Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его "Почему?" и "Зачем?".
Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть "в слова". Новые слова, выражения, речевые обороты дети узнают чаще из книг или из телевизора; но взрослым обязательно надо пояснять значения незнакомых слов.
Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.
Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка... В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.
Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы - прекрасный повод объяснить ребенку, меняется ли количество крупы, если возьмем две больших чашки или четыре маленьких. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша будете спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: "Как ты думаешь...", "Почему это...", "Интересно, что это?.."
Или вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Хорошо, если это будет не просто рассказ; пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец и т. п.
Сейчас издается много разнообразных альбомов. Для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: "Кто быстрее выберет фрукты?" или "Кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте - и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.
|