Как подготовить ребенка к школе? Краткое пособие для родителей
Многие родители ошибочно
полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако
это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос
значительно более обширный.
В теории ни читать, ни
писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае,
школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том
основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и
состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что
лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом
обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.
Для того, чтобы помочь
ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует
ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться
позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это
профессионалам – подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы
планируете поступать), учреждениям раннего развития ребенка или частным
педагогам и психологам.
Основные моменты, на
которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:
– развитие общего
кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются
беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических
фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности –
формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах
10);
– обязательное развитие
мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это
необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти
центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше
рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими
предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать
картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и
усидчивость;
– тренировка памяти – то
есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на
утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения
анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать
историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи),
уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо
признаку.
Однако следует помнить,
что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической
зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной
активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий
«сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо
зажечь.
Подходы эти
принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе
«обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком
диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание
учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так,
ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не
хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и
лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…
Кроме того, хорошо
считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть,
что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем
психологической, личностной зрелости и коммуникативной
(социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса
знаний, ребенку необходимо также:
– обладать и
коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и
главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в
обществе, где он живет;
– не бояться вступать в
контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою
позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или,
напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл
процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок
учебы в школе;
– уметь подчиняться
установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее
необходимость;
– иметь положительную
мотивацию, желание учиться;
– уметь целенаправленно
и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои
действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой
портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса
возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность
останется на них до выпускного бала);
– иметь позитивное
отношение к самому себе.
Важно помнить, что
помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на
иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед
поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической
подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной
секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий
воздух, полноценное питание.
Если у малыша есть
нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и
получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса
обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
Ребенок должен быть и по
возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением
предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не
ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет
можно определить в специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и
динамическая пауза после второго урока) и обеспечены условия для его
соблюдения, – то есть в начальную школу-детсад. Это установлено санитарными
правилами, утвержденными в 1999 году.
Итак, вооруженные всеми
этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное
для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в
родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!
|