Многие родители детей 5-6 лет переживают, как подготовить ребенка к школе, ведь требования при поступлении в 1-й класс очень высокие. Надеемся, что вам помогут наши рекомендации по обучению детей чтению и письму.
Подготовку к школе (по любому предмету) нужно начинать с особого психологического климата, особенно для детей, которые не ходят в детский сад. Посещающие детский сад дети постепенно привыкают к тому, что нужно какое-то время выполнять задания педагога, сидеть в классе. А вот «домашние» дети еще к этому не приучены.
Помните, что ребенок познает мир в игре. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш малыш с интересом начинал занятия. Чем больше игровых вариантов вы придумаете, тем больших успехов добьетесь.
Как же научить ребенка читать, чтобы после нашего обучения не пришлось его переучивать?
Часто дети приходят в школу, уже умея читать. Они выучили буквы под наблюдением взрослых и начали читать. Однако нередко их учили читать побуквенно. Это значит, что вначале ребенок (вслух или про себя) называет все буквы в слове, а затем складывает их в слова. Нередко при таком чтении окружающие слышат: Мэ-а-мэ-а ( мама), Сэ-тэ-о-лэ ( стол) и др.
Дело в том, что ребенка научили названию букв «а», «бэ», «вэ», а не их звуковому произношению. И о том, что читаем и пишем мы буквы, а слышим и произносим звуки, знают далеко не все родители. Как этого избежать?
Купите ребенку яркую «Азбуку в картинках» или кубики с буквами. Просто называйте буквы, а он пусть повторяет за вами. При этом произносятся не названия букв («эм», «эс», «эн», «ка»), а звуки («м», «с», «н», «к»). Для начала достаточно выучить 8-10 букв, из которых можно составить самые простые слова: «ау», «он», «кот», «сок» и т.д. Чтобы ребенок запомнил буквы, подумайте вместе с ним, на что каждая буква похожа. Например, буква «ж» похожа на жука (нарисуйте жучка с ногами в форме буквы «ж»), буква «с» - на месяц, буква «д» - на домик, буква «о» - на колесо и т.д. Пусть ребенок сам подбирает соответствия. Можно заучивать буквы, занимаясь звукоподражанием. Например: «Как рычит тигр?» -Р-р-р! «Как шуршат листья?» - Ш-ш-ш!
Для заучивания букв хорошо подходит игра «Подбери соответствия»: вы показываете ребёнку картинки с изображением разных животных, птиц и картинки с предметами. При этом предлагаете каждому животному подобрать предмет, начинающийся с той же буквы. Например, котику – клубок, белке – булку, медведю – мячик и т.д. Для лучшего запоминания образа букв, их можно конструировать из пластилина, верёвочки, палочек, пуговиц. По мере изучения букв, надо учить детей читать слогами: ма-мо-му-мы, ак-ок-ук-ык. Чтобы придать какую-то систему такому обучению, стоит приобрести «Кассу букв и слогов» или магнитную азбуку. Они-то и помогут ребёнку овладеть слоговым чтением. Составляйте слова для чтения. Старайтесь подбирать слова так, чтобы они были похожи по звучанию, отличались одной или несколькими буквами, ударением:
Лес – лесок – песок – сок – сон – сын – сыр – сыч, Замок – замок, Белки – белки, Ирис – ирис.
После того как дети научатся читать слоги и слова, можно переходить к чтению предложений и небольших текстов. При чтении необходимо соблюдать некоторые правила:
- следите, чтобы слоги в словах читались плавно;
- не допускайте придумывания окончаний слов ребёнком при чтении;
- шрифт для чтения слов должен быть крупным;
- предложения и слова – достаточно простыми по структуре;
- сюжет увлекательным;
- проверять, понимает ли ребёнок то, что прочитал;
- учите ребёнка соблюдать паузы между предложениями;
- постепенно переходите к выразительному чтению текстов (если ребёнок читает уже достаточно быстро).
Пусть в вашем доме всегда будут красивые, красочные детские книги. Рассматривайте их с ребёнком, при чтении постарайтесь остановиться на самом интересном месте. Тогда ваш читатель наверняка захочет узнать продолжение.
|