Один – с интересом прислушивается к звукам. Другому – необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, необычные предметы. Для первого (аудиала) важно то, что он слышит, для второго (кинестетика) - то, что он чувствует. Для третьего (визуала) – главной оказывается зрительная информация. Эти особенности влияют не только на поведение ребенка, но и на восприятие учебного материала. Конечно же, ребенок воспринимает мир всеми пятью чувствами. Он можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. Но достаточно часто при восприятии информации он прибегает к какой-то одной, наиболее удобной для него модели восприятия, которая называется доминантной или ведущей модальностью восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия способны оказывать влияние на процесс обучения ребенка. Остальные сенсорные модальности – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире [2].
До сих пор вопрос о природе этого явления остается открытым. Лежит ли в основе независимости развития анализаторных систем природная предрасположенность? Либо предпочтение той или иной сенсорной модальности в целях организации внутреннего опыта является следствием особенностей воспитания и доминирующих способов освоения окружающего мира в раннем детстве? Однако важен сам факт наличия различных способов восприятия и самоопределения (то есть понимания) информации.
Отечественные и зарубежные исследования [1, 2, 3, 4] подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Когда информация, которую преподносит педагог, совпадает с ведущей модальностью ребенка, он справляется прекрасно и хорошо запоминает материал. Когда педагог переключается с ведущей модальности на другую, ребенок вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ребенок в это время не слышит педагога). В результате у него появляется серия пробелов в информации[2].
По нашим исследованиям, проведенным в 2006-2007 учебном году среди детей подготовительных групп центра развития ребенка, количество детей с ведущей кинестетической модальностью составило - 39% от общего числа обследованных .
Таким образом, образовательная среда дошкольного возраста – кинестетическая. Важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, в движении и физической активности.
В ходе наблюдений за ходом проведения занятий по подготовки к школьному обучению в ряде дошкольных учреждений нами были отмечены факты использования воспитателями в основном визуально-аудиальных методов обучения, без учета способности детей воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. При таком визуально-аудиальном обучении в преимущественном положении оказывались визуально ориентированные дети и дети, которые хорошо могли воспринимать информацию на слух (аудиалы). Очень многие дети на таких занятиях часто отвлекались, начинали вертеться, мешать воспитателю и другим детям. Это те самые кинестетики (которые составляют большинство в этом возрасте!), которым, чтобы что-нибудь запомнить, необходимо сначала эмоционально настроиться, прочувствовать новую информацию, «попробовать ее на ощупь».
Таким образом, наши наблюдения показали, что на занятиях в детском саду не учитывается индивидуально-типологические особенности ребенка, в частности доминантные модальности в структуре восприятия что, соответственно, негативно сказывается на уровне подготовки детей к школьному обучению, воспитатели не знают особенностей перцептивной деятельности своих воспитанников, а, следовательно, не могут корректировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями отдельных детей. Поэтому мы решили разработать психологические рекомендации по учету доминантной модальности восприятия ребенка на занятиях, как в детском саду, так и дома.
Рекомендации педагогам и родителям по учету доминантной сенсорной модальности ребенка
1. Дети-кинестетики - переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стоп и пр. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа.
Направление взгляда – вниз. Особенности внимания - кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания - помнят общее впечатление. Запоминают, двигаясь.
Стратегия сопровождения: для работы с детьми - кинестетами на первое место выводится двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения по кабинету, тактильная деятельность. При выполнении работы на занятиях рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать им возможность моторной разрядки (сходить за книгой, оборудованием, писать на доске; дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. В работе с данной категорией детей применимы задания по типу «модель-конструктор», что предполагает сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, предоставьте ему, по возможности, играть активную роль.
2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания воспитателя. Получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. Аудиалы используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно, если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке».
Направление взгляда - по средней линии. Особенности внимания - легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания – легко запоминают то, что слышат.
Стратегия сопровождения: При обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.
3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки – пазлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: математике, распознавании слов, обучение письму.
Направление взгляда - при общении взгляд направлен в основном вверх. Особенности внимания – устойчивое, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания – помнят то, что видели, запоминают картинами.
Стратегия сопровождения - поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.
Учет сенсорно – перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. Таким образом, можно значительно повысить эффективность деятельности по подготовки к школьному обучению, как педагога, так и самого ребенка.
Сотникова Ирина Дмитриевна, психолог Борисоглебского центра внешкольной работы, соискатель кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета. |