Знакомьтесь: наш Герой! Детям предшкольного возраста необходим сказочный герой, который присутствует в их жизни и участвует в занятиях. Он должен нести тайну, волшебство, маленькое чудо. Однако, независимо от того, какой именно герой будет выбран педагогом, интерес к нему может постепенно угаснуть. Как можно избежать привыкания к герою и его превращения в формальный атрибут процесса учебы в классе?
1. Герою нужно придумать необычное имя. Например: Каля, Каляня, Шушуня, Буська.
2. Этот герой не должен быть пассивным тунеядцем, который все время что-то требует или просит. Пусть он первый напишет письмо какому-нибудь конкретному ребенку, пришлет детям смешные загадки, посмотрев на план своей квартиры, придуманный детьми, сделает свой, который будет чем-нибудь отличаться. Эта работа сказочного героя, в тайне от детей выполняемая педагогом, поможет избежать затягивания некоторых важных учебных дел, ускорить их, когда это желательно. В то же время сказочный герой не должен превращаться в этакого «проверялу», вечного критика и оценщика детской работы. Надо, чтобы дети иногда не соглашались с этим персонажем, спорили с ним, переубеждали его, исправляли его ошибки.
3. Внешность героя должна быть необычной, отличающейся от знакомых магазинных игрушек. Форма тела и материал большого значения не имеют, однако важно сделать глаза живыми и выразительными. Их можно расположить поближе друг к другу, четко прорисовать зрачки, чтобы было видно, куда смотрит кукла. Лучше, если герой будет маленьким и сумеет поместиться в ладошку. К тому же небольшой размер поможет герою легко прятаться в классе и наблюдать за детьми из укромного уголка, оставаясь до поры незаметным для них.
4. Чудо, тайна, волшебство быстро исчезнут, если мы в любой момент можем увидеть героя, взять его в руки, потрогать, поиграть. Поэтому особенно в первое время нельзя давать детям героя в руки и самому брать его в руки при детях. Пусть герой появляется и исчезает каждый день в разных местах класса. Сегодня — выглядывает из-за цветка в горшке, завтра — из-под карниза с портьерой, послезавтра — из-за картины на стене. Заметить его смогут не все, а только тот, кто в него уже поверит и высматривает специально. В конце занятия педагог может шепнуть кому-то из детей на ухо, куда надо посмотреть — тихо-тихо, чтобы не спугнуть. Как только дети после занятия выйдут из комнаты, героя надо сразу перепрятать в другое место. Счастливчики, видевшие его, проболтаются и наверняка вернутся с друзьями и подружками посмотреть еще раз. А его уже нет: спрятался, убежал. Только к концу какого-нибудь важного этапа жизни герой может спуститься и даться детям в руки. К этому моменту у детей по отношению к нему уже выработается терпение, сформируется бережное отношение. Те, кто верят, что он живой, «взаправдашний», уже не разочаруются и в руки его возьмут тихонько, бережно, а кто не верил в него — уже и не поверит.
5. Герой должен быть близок детям. Он такой же, как они: пишет с ошибками и печатными буквами, использует такие же словечки, как они, обижается и радуется по мелочам. Все это должно отражаться в его письмах. Кроме того, он не забывает поздравить того, у кого сегодня день рождения, и у него самого может случиться день рождения. Он вежливый, всегда говорит спасибо, даже за очень маленькое дело, которое сделано для него с душой. Он может болеть гриппом, уезжать на каникулы к бабушке и привозить от нее гостинцы: варенье, шишки, целую кучу интересных старых журналов или газет. Мало ли какие подарочки дает ему бабушка! Он всегда делится этими подарками с детьми. Иногда он делает глупости и даже мелкие пакости, но не со зла, а по простодушию и недоразумению.
6. Если учитель сам любит этого героя и с удовольствием играет в него, то и дети полюбят. А иначе и браться не стоит. |