Чтение - вот
лучшее учение.
А.С.Пушкин.
Всем
лучшим во мне я обязан книгам.
М.Горький.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких
технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи
констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-
восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения,
отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной
деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи,
упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и
понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто
неизвестны и неинтересны.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание,
чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться
содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным
образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет.
Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому
прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку»,
«Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной
необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.
А что же такое «
Семейное чтение?»
«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во -
первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков
грамотности, во - вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг
в семье.
Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради,
дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или
дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А
это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и
воспитательное значение книги.
Образовательное значение книги сознают и сами
дети, которые любят читать.
Один из четвероклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с
домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим
удовольствием ... Она во многом помогает мне на уроках окружающего мира...»
А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать
математику, природоведение и
др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует
любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за
скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.
Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их
оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать
своё отношение к ней.
Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и
воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей
серьёзную, прочную любовь к чтению.
Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям
много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают
школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.
Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно
иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для
взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают
художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием
сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает
вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев,
рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому,
чтобы книги были разнообразные по тематике.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста
положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так,
например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами,
возможность обмениваться книгами с товарищами - всё это стимулы к возникновению
интереса к чтению.
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это
сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские
интересы и увлечения.
Как
читать вместе?
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с
удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает
отец, завтра - сын и т.д. Чтение вслух - полезная тренировка для детей. Они
привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего
чтения - не больше 45 минут, чтобы оно не утомило детей, не притупляло интереса
к чтению.
Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы,
физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: «Кто не
возьмёт лаской - не возьмёт и строгостью». Хорошо, когда родители и дети
делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к
книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному
отношению к книге.
В заключение нужно, вероятно, назвать основные барьеры семейного чтения и,
во-вторых, предложить модель эффективного семейного чтения.
Барьеры
семейного чтения.
Недостаток раннего языкового и
читательского опыта: когда дети не
поощряются к участию в беседах теми, с кем они проводят время, их понимание
устного и письменного слова хуже, чем у ровесников.
Барьеры поколений: когда родители не любят читать или им не читали, они не
обязательно понимают его важность.
Поэтому чтение они считают лишь обязанностью.
Недостаточные базовые умения: когда у родителей низкий уровень базовых
умений, они менее уверены в себе и в меньшей степени могут поддержать чтение
своих детей.
Экономические и финансовые барьеры: если в семье долги, плохие бытовые
условия, болезни, безработица, чтение становится недоступной роскошью, а не
необходимостью.
Культурные барьеры: по экономическим, традиционным, языковым причинам в
некоторых обществах привычка читать
не считается частью культуры.
Модель эффективного
семейного чтения.
Родители находят время регулярно читать детям.
Чтение для удовольствия осознаётся школой и семьёй и продвигается
библиотекой как важная часть процесса обучения чтению.
Молодые люди чувствуют себя уверенно, когда
их видят с книгой.
Чтение дома поддерживается и поощряется.
Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом
успешного обучения ребёнка по всем предметам.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш
ребёнок полюбил книгу.
Необходимо знать основные требования беглого , сознательного и выразительного
чтения.
Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать
книгу.
Начинать чтение книги с обложки и титульного листа.
Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность
обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к
чтению.
Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
Воспитывать и приучать детей читать детские журналы.
Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать
рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные
понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.
|