1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели. Эффективные резервы обучения чтению: Частота тренировочных упражнений: чтение короткими порциями, т.е. домашняя тренировка, да и в классе тоже, 3-4 порции по 5 минут. Перед сном тоже! Жужжащее чтение: (основной элемент при обучении чтению в Павлышской школе В. А. Сухомлинского) все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, не мешая товарищу, каждый со своей скоростью в течение 5 минут. Ежеурочные минутки чтения: (школы Монголии) на каждом уроке, будь то математика, природа, чтение русский язык, рисование, музыка – начинается с того, что дети открывают книгу и 5 мин читают. Чтение перед сном Режим щадящего чтения: (для тех, кто не любит читать) это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого кратко временный отдых. Очень хорошо подходят диафильмы. Зрительные диктанты: (разработал профессор И. Т. Федоренко) Прием стимулирования: в конце урока за 3-4 мин до конца проводится самозамер скорости чтения: в течение 1 мин читаю текст каждый в своем темпе, вполголоса, делают отметку, где закончили читать, подсчитывают кол-во слов и записывают результат в спец. тетради. Соревнование между уч-ся, между звездочками, по группам и т. д.: 1-я группа – дети читающие более 120 слов, 2-я группа от 80 до 120 слов, 3-я группа от 50 до 80 и т.д. Опыт родителей. Семейное чтение. Интересные виды чтения. 1. Чтение слов по типу «Поднимаемся по лесенке» ра но ля му 2. Чтение слов по типу «Спускаемся с лесенки» ма, ло ни ру 3. Прочитай слоги в любой строчке, столбике. 4. Прочитай слоги в строчке, столбике с интонацией радости, печали, удивления, вопроса и т. д. 5. Пропой любую строчку, столбик на мотив любимой песенки («В лесу родилась елочка», «Про кузнечика» и т.д. 6. Прочитай слоги, постепенно понижая голос до шепота, повышая голос, начиная с шепота, и т. д. 7. Какая буква лишняя: а, у, ы, р, о, и, слоги: ма, ла, ра, ны, са. Дидактические игры и игровые моменты На уроках обучения грамоте при звуковом анализе слов, на уроках русского языка при орфо графической работе используюигру «Вертолина». Игра проходит так. К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадает в сектор, на эту букву составляется слово. Производится звуковой анализ слова (это слово можно составить в кассах букв, на магнитной доске). Игра во фразу. Эта игра ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочка записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Например, учитель записал слово зимой. Первый ученик читает это слово и пишет свое хорошо, второй — читает эти слова и продолжает писать — кататься и т. д. Последний ученик возвращает листок учителю. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов. «Вырезки»: из старых газет, журналов вырезаются отрывки статей, рассказов и т.д. их можно использовать на уроках обучения грамоте, жужжащее чтение: на парте несколько таких вырезок. На уроках русского языка6 найти существительные, имена собственные и т. д. «Работа со словарями»!!! - брать из дома или в библиотеке орфографические или другие словари и, например, проходим букву В, дети, хорошо читающие находят слова на эту букву, читают их, запоминают, составляют с ними предложения, объясняют значение слова и т. д. А во 2-4 классах работа усложняется. |