В последние годы появилось достаточно большое
количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный
предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание
учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но
подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические,
неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и
чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два
диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого "дис" -
затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать,
изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются
стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения
звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в
предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает
фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо -
сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры
головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы
различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного,
рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических
процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и
внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических
компонентов:
1.Акустический (услышать и выделить звук).
2.Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность
звуков).
3.Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры
в графические знаки).
4.Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная
организация.
5.Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных
правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ
слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной
последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание
того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код.
Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его.
Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов,
необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка
несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс
разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого
из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить
звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная
координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти
руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной
ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще
в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к
развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем
ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в
рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для
русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного
существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит
за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной
речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной
речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок
не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при
письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не
исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.
Дислексия (от греческого "дис" - нарушение,
отклонение от нормы, затруднение и "лего" - читать) - это состояния,
основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть
навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и
автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается
недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения
специфических церебральных процессов ("церебро" - головной мозг
(лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного
материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие
работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких
психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.
Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным
видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова,
словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) - увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом
- произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от
механизма процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями.
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и
понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения
является слово, а понимание приближается к произношению.
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является
словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования
процесса чтения:
- Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения
фонем).
- Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
- Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и
различия букв).
- Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ,
большой - маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
- Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного
образа букв).
- Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение
предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение
назначения предметов).
- Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать
самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое
выполнение инструкций взрослого и т.п.)
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
- Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те
школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими
восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может
прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит
по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания
слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания,
более старшие - на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо
полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при
очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок,
ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного.
Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике
чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно
сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за
помощью к нейропсихологу или логопеду-дефектологу, четко выполнять все
рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.
Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему
ребенку!!! |