№
| Феноменология | Возможные причины | Рекомендации, коррекция |
1. | Не ориентируется на плоскости, не видит строку, клетку. | 1.Дефект зрения. 2.Несформированность зрительно- моторной координации. 3.Нарушение "закона оси". Не отработана ориентировка вокруг себя и на себе, горизонталь и вертикаль в движении. 4.Слабое развитие мелкой моторики. | n консультация офтальмолога; n развитие ориентации в пространстве и на плоскости; n развитие навыка произвольности; n графические диктанты как тренировочные упражнения; n развитие мелкой моторики. |
2. | Постоянная грязь в тетрадях, обводит буквы, слова. | 1.Недостаточный объём внимания. 2.Низкая организованность. 3.Слабое развитие мелкой моторики. 4.Психогенные условия воспитания. 5.Недостаточность произвольности. | n развитие параметров внимания; n снижение темпов обучения; n снижение нагрузки(объёма письменных работ); n развитие мелкой моторики; n увеличение плотности( различные виды работ с одним материалом). Прием одно предложение и работаем только с ним. n кинетическая организация движений. |
3. | Не дописывает до конца предложения, слова; на письме пропускает, удваивает и вписывает лишние буквы. | 1.Недостаточность звуко- буквенного анализа. 2.Низкий уровень фонематического восприятия. 3.Слабая концентрация внимания. 4.Повышенный мышечный тонус. 5.Недостаточность слухоречевой памяти. 6.Несформированность приёмов самоконтроля. 7.Повышенная тревожность. | 1.Развитие звуко- слоговой структуры речи; n определение количества звуков и букв в слове, их последовательность; n придумать слово с определённым количеством звуков или букв; n узнать слово; n образование новых слов путём наращивания или замены букв, звуков; n образование слов из данных букв, звуков; n синхронное проговаривание записываемого слова; n подбор картинок на данный звук n подбор буквы к звуку; n вставить пропущенную букву. 2.Штриховка рисование геометрических фигур; n обводка рисунка (буквы, слова) n рисование деталей предмета; n работа с разрезными картинками; n выборочный звуковой диктант; n релаксационные упражнения. |
4. | Замена согласных букв, обозначающих звуки близких по артикуляционным или акустическим признакам; пропуск гласных букв. | 1.Нарушение звукопроизношения. 2.Недоразвитие фонематического восприятия. 3.Несформированность звукобуквенного анализа. | n коррекция звукопроизношения; n учить различать сходные звуки; n учить различать слова со сходным звучанием, но разные по смыслу (крыса-крыша); n называть и анализировать слова, включающие оба оппозиционных звука (сушка); n развивать звуко- слоговой анализ. |
5. | "Зеркальное письмо", т. е. Письмо справа - налево букв и слов. | 1.Недостатки зрения. 2.Несформированность зрительного анализа и синтеза. 3.Нет чёткого образа буквы. 4.Слабая зрительная память. 5.Недостаточное развитие пространственных представлений. 6.Нарушена однонаправленность считывания. | 1.Развитие зрительного анализа: n дорисовать начатый рисунок; n точно срисовать начатую картинку; 2.Развитие пространственного восприятия: n разрезные картинки; n "письмо" в воздухе; n уточнение значений предлогов (над, под, сверху, снизу, левее) 3.Развитие зрительного гнозиса: n сходство по начертанию буквы; n реконструирование, (достраивание букв); n узнавать недописанную букву. |
6. | Искажение слоговой структуры слова(пропуск, перестановка, вставка слогов). Трудности при переносе слов. | 1.Несформирован слоговой анализ слова. 2.Нет дифференциации понятий гласный- согласный, звук- буква, буква- слог, слог- слово. | n определение количества и последовательности слогов; n показать зависимость смысла слова от его оформления; n придумать слово с определённым количеством слогов, с заданными слогами с одним заданным слогом; n учить осуществлять синтез слов; n зрительные и слуховые диктанты; n ребусы, кроссворды, слоговые и буквенные анаграммы; n слоговые упражнения. |
7. | Нарушения границ между словами, предложениями. | 1.Не развит анализ речевого потока (трудности при выделении слова из предложения , делении текста на предложения) 2.Пространственные отношения не абстрагируются от предмета. 3.Нет чёткой дифференциации понятий предлог- приставка. | 1.Обогащение словаря, уточнение смысла слов в предложении. 2.Обращать внимание на то, что с изменением одного слова может меняться смысл всего предложения. 3.Учить делить сплошной текст на предложения, слова. 4.Учить определять количество и последовательность слов в предложении, предложений в тексте. 5.Тренировочные упражнения с целью дифференциации предлогов и слов с приставками. |
8 | Затруднения в употреблении заглавной буквы. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений. | 1.Не усвоено правило. 2.Не считает нужным это делать. 3.Не развита способность, вычленять предложения из текста. 4.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа. | 1.Ликвидировать пробелы в знаниях. 2.Показать наглядно, доказать необходимость этого. 3.Учить выделять слова из потока. 4.Уточнить понятие "предложение", "слово". 5.Учить делить текст на предложения. |
10. | Аграматизмы на письме. | 1.Невнимательность. 2.Несформированность грамматического строя речи. | 1.Развитие внимания. 2.Формирование грамматического строя речи: n согласование; n управление; n примыкание. |