А.Л. Венгер, детский психолог, профессор, д.пс.н.
Школьная жизнь
Социальные нормы
В обществе действуют многочисленные правила,
определяющие поведение человека в разных ситуациях. Эти правила принято
называть социальными нормами. Они выработаны многими поколениями людей. Это и
нормы вежливости, и принятые формы поведения в общественных местах, и система
армейской дисциплины. Многие из этих норм давно потеряли свой первоначальный
смысл. Их сегодняшний смысл в другом: когда человек их выполняет, то это
демонстрирует его приверженность обществу в целом, готовность следовать его
требованиям. Если кто-то, заходя в комнату, не здоровается, то он никому не наносит
этим физического ущерба, однако этим он показывает, что не считается с
людьми, с обществом.
Школа – это не только уроки. Это новый для ребенка способ
жизни, когда все твое поведение должно подчиняться строгой системе правил. Во
время урока нужно спокойно сидеть за столом и слушать учителя. Нельзя взять и
выйти из класса, даже если тебе стало совсем скучно. Если хочешь что-то
сказать, надо поднимать руку.
Правила в школе совсем не таковы, как в детском
саду. Там они служили для удобства воспитательницы и именно поэтому их смысл
был хорошо понятен детям. Здесь это всеобщие правила школьной жизни,
социальные нормы, определяющие поведение ученика. Соблюдать их надо не
потому, что их нарушение кому-то помешает, а потому, что так
полагается в школе. Приспособление к этим правилам – первый опыт
вхождения ребенка в общество. В дальнейшем ему постоянно придется
сталкиваться с подобными правилами. Умение подчинять им свое поведение
впервые рождается именно на начальном этапе школьного обучения.
В некоторых американских школах ученикам разрешают
сидеть, положив ноги на стол. Можно ли разрешить это и в российской школе?
Конечно, нет. Ребенок должен научиться соблюдать нормы того общества, в
котором он живет. В американской культуре класть ноги на стол принято, в российской
– нет.
Первая учительница
Учительница – первый «полномочный представитель»
общества, которого ребенок встречает в своей жизни. Наверное, у многих
читателей после этого утверждения возникнет естественный вопрос: «А если
ребенок ходил в детский сад? Там уже был такой представитель –
воспитательница».
Однако давайте зададимся вопросом: на кого должна
быть похожа хорошая воспитательница? Конечно, на маму! Ее роль – в том, чтобы
замещать маму, а не в том, чтобы представлять общество. Какой она должна быть?
В первую очередь – доброй. А учительница? В первую очередь – справедливой. И
она вовсе не должна походить на маму, которая хвалит своего ребенка
независимо от того, выполнил ли он учебное задание, научился ли считать до
десяти и сумел ли прочитать наизусть стихотворение.
Школьный класс
Школьный класс – первая для ребенка социальная
группа, то есть группа людей, занятых общей деятельностью. В данном случае,
эта деятельность – учеба. Младшие школьники (в отличие от детей постарше)
склонны принимать оценки учителя. Поэтому от учительской оценки (в первую
очередь – от успешности в учебе) зависит престиж ребенка в классе, отношение
к нему других детей.
Школа – первая для ребенка модель общества. Школьные правила – модель
социальных норм. Отношения с учительницей – модель последующих отношений с
руководителями, начальниками, представителями власти. Отношения с
одноклассниками – модель последующих отношений с коллегами, сотрудниками,
друзьями.
Первая учительница = первая любовь
Мы уже писали о том, что для младшего школьника
учительница – это первый в его жизни «полномочный представитель» общества.
Этим и объясняется совершенно особое отношение к ней многих детей: любовь,
доходящая до обожания, уважение, доходящее до почитания, восхищение,
доходящее до преклонения. Все это особенно заметно в первом классе; уже ко
второму оценки становятся более трезвыми. Конечно, так относятся к своей
первой учительнице не все дети, но очень многие из них. Для благоприятного
вхождения ребенка в общество такое отношение имеет большое значение. Те дети,
у которых оно отсутствовало, впоследствии обычно испытывают серьезные
трудности в своем общении с социальной действительностью. Это естественно:
ведь их первое столкновение с нею оказалось неудачным.
Если учительница не права
Сохранение авторитета учительницы в глазах ребенка
важно не для нее и не для школы. Оно важно для нормального детского развития.
Но что делать в том случае, если сама учительница не соответствует своей
высокой роли? К сожалению, такое случается. Встречается пристрастное
отношение к детям, когда одних любят, а других недолюбливают по причинам,
совершенно не относящимся к ним самим. Встречается использование
«непедагогичных» мер воздействия (крик, ругань и т.п.). Одной учительнице не
хватает профессионализма, у другой расшатаны нервы и она «срывается», третья
откровенно халтурит. Во всех этих случаях выход один: дать ребенку понять,
что в данном конкретном случае действия учительницы не совсем правильны, но
не допускать того, чтобы к ней в целом сложилось отрицательное отношение.
То, чего
нельзя говорить ни при каких обстоятельствах:
|
То, что
можно сказать ребенку в самом крайнем случае:
|
Учительница
тебя не любит.
|
Если
учительница ругает тебя чаще других, хотя вы ведете себя одинаково, то,
значит, она боится, что ты слишком быстро забудешь то, что она сказала.
|
Учительница
несправедливо ставит отметки.
|
Отметка
ставится не только за результат, но и за то, как ученик работал. Наверное,
учительница решила, что, если бы ты не ленился, то сделал бы работу лучше.
|
Ваша
учительница – глупая.
|
Любой
человек иногда может чего-то не заметить или что-то забыть.
|
Не надо
выполнять требование учительницы, оно ошибочно.
|
Возможно,
в этот раз учительница случайно ошиблась. Такое иногда бывает.
|
Учительница
не имела права так поступать.
|
Мы с
тобой не знаем, почему учительница так поступила, и давай лучше не будем
обсуждать этот поступок.
|
Конечно, это – только отдельные примеры. Мы вовсе не
предлагаем вам заучивать их и воспроизводить дословно. Важно лишь выдержать
общий принцип, включающий три основных условия:
1. Нельзя допустить, чтобы действия учительницы или ваше обсуждение их с
ребенком привело к падению его самооценки, к формированию у него
представления о том, что он «плохой», «глупый» или вообще «не такой, как
надо».
2. Нужно поддерживать у ребенка правильные представления о справедливости, о
том, «что такое хорошо и что такое плохо». Если вы уверены в том, что
учительница поступает плохо, то нужно сделать так, чтобы ребенок не воспринял
такие поступки как образец для собственного поведения.
3. Во всех случаях следует щадить авторитет учительницы. Даже если она
допускает серьезные ошибки, их нужно объяснять ребенку ситуативными
причинами, а не ее недостатками как личности и педагога.
|