«Гиперактивный ребенок»
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам
себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают,
хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого
слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают,
перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь
увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по
поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не
свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то
забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть
нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает
игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно
перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из
предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем
нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные
черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень
быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.
Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы,
так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не
понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не
знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не
уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой
ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все
потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается
родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения
малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано
отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом,
следить за каждым его движением.
Вы
узнали в описании своего ребенка?
Причины гиперактивности
Существует
много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи
отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких
особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин
возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения
головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат
в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия
воспитания).
Как
определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Послушайте, но не
спешите ставить своему ребенку диагноз.
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский
диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной
диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности
поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу,
психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если
диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации
специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители
обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с
учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес
к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы
определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с
гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она
определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого
внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не
реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не
заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры,
учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые
требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами,
постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с
«мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу
и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения,
игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий
(на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из
перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала
проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к
невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными
заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как помочь гиперактивному ребенку
Установите причину
гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого
ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
· Если врач- невропатолог
назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его
рекомендации.
· Сообщите педагогам,
воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его
поведения, дозировали нагрузку.
· Всегда убирайте опасные
предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую
химию и т.д.).
· Вокруг ребенка должна быть
спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные
проявления.
· Важна единая линия поведения
родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
· С таким ребенком необходимо
общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым
к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как
положительными, так и отрицательными.
· Не превышайте нагрузки, не
стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие
сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и
родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций,
«перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к.
переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.
· Не допускайте
перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной
отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться
спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть
слишком много.
· Старайтесь делать меньше
замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным,
адекватным возрасту.
· Чаще хвалите за то, что
получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
· Когда просите что-то сделать,
старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний.
(«Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» –
неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите
ребенку в глаза.
· Не заставляйте ребенка долгое
время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку,
малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов
становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты,
значит, он уже устал.
· Приобщайте ребенка к
подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом
энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам,
учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного
по возрасту и темпераменту.
· Освойте элементы массажа,
направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться
легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
· Прежде чем отреагировать на
неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких
вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что
агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
· Повремените с оформлением
такого ребенка в детский сад.
· Гасите конфликт, в котором
замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
· Гиперактивный ребенок -
особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты,
нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой
малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда
ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и
просто за то, что он есть!
· Когда
становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у
некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок
подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов
неполноценности. |