Неподготовленный
к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может
включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет
к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с
взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в
этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о
6-летках.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть
готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер
Л.А.).
Ребенок готов к школе, если у него развито умение слушать, вникать в
содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику
нужно уметь понять и выполнить задание учителя. Вы
можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные
задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы
убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных
случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли
выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте
несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного
задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Очень хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой
последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу
диктовку или по заданному вами образцу. Эти упражнения развивают и
внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их
работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность
фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить
на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему
осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В
том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии
волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой.
В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая
регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к
школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения,
прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Ребенок готов к школе, если он
различает цвет и форму,
умеет скопировать фигуру,
уверенно держать карандаш,
умеет отвечать на вопросы: «Почему?», «Что... , если...»,
«Если...,то...»,
умеет решать простые логические задачи.
умеет определять положение предметов на плоскости,
знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение
(впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед).
различает и правильно называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник)
сравнивает и различает предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше,
равно)
считать до 10,
умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок,
умеет завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии,
умеет за столом вести себя «как следует»
умеет работать по инструкции.
Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками,
как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать
не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не
списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия,
направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень
просто - наберитесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвращать
ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если
ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не
будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо
легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет
не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему. Например, с
девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и
т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Не допустимы
и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не
так». Не забудьте похвалить ребёнка за хорошо выполненную работу, даже если
сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл...»
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в
коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по
пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к
школе.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно,
последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление.
Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и
«нельзя».
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки
психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте,
как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он
подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на
вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя
правильные выводы. |