Психологический климат в классе.
Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения —
чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить
потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство
собственной ценности.
Как пишет И.С. Кон, «дружба — отношение тотально-личностное, которое само по
себе является благом. В отличие от родства или товарищества, обусловленного
принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой
солидарности, дружба индивидуально-избирательна, добровольна. Основана на
взаимной симпатии. Наконец, дружба — отношение глубокое и интимное,
предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие и
любовь.»
И дети и взрослые много выигрывают от дружеских
отношений друг с другом. Друзья могут делиться своими чувствами и страхами,
подробно обсуждать свои проблемы. Иногда дети выбирают друзей, значительно
отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребенок
может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного ребенка. Хотя
чаще дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно
много сходных черт и общих интересов.
В каждом классе есть как популярные, так и непопулярные дети. На популярность
среди сверстников в среднем возрасте влияет умение сотрудничать, а также
отзывчивость при попытке завязать знакомство. Успехи в учебе, спорте,
положительное отношение учителя к ребенку также влияют на его популярность в
группе.
Наименее популярными в среднем возрасте являются дети,
проявляющие агрессию, а также излишне застенчивые дети.
Очень часто непопулярный человек имеет какие-либо
особенности, отличающие его от сверстников, например, излишнюю полноту, плохое
зрение и даже необычное имя.
Высокий «рейтинг» ребенка в группе сверстников повышает его самооценку,
улучшает возможности социальной адаптации и соответственно делает его еще более
популярным.
В ответ на отвержение ребенок может стать агрессивным, пытаясь добиться силой
того, чего не может достичь убеждением.
Застенчивый ребенок может стать жертвой насмешек и
нападок со стороны других детей. Вынужденное одиночество, изоляция, собственная
незначимость тяжело переживаются любым человеком.
МОКРАЯ СОБАКА
Память о наших неудачах и поражениях является одной из
причин понижения самооценки. Следующее упражнение поможет детям избавиться от
неприятных воспоминаний.
Инструкция
Я хочу показать вам, как можно избавиться от
неприятных чувств. Часто мы несем в себе воспоминания о прошлых неприятностях и
неудачах. Это отнимает у нас много сил, делает нас неуверенными в себе.
Например, кто-то из вас может подумать: «За последний диктант я получил двойку.
У меня и на этот раз ничего не получится», или «Я совсем не симпатичная, никому
не понравлюсь».
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая
собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во
все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места.
И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все
неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе —
слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер.
Потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-нибудь
звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос.
Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь
бодрее, веселее.
|