Репетитор
для ребенка – подводные камни частных уроков
Если
у родителей есть финансовая возможность нанять ребенку репетитора, то
несомненно, сделать это стоит в большинстве случаев. Исключение, возможно,
составляют только дети с хорошо сформированной способностью к самостоятельному
поиску и обработке информации, и при этом имеющие усидчивый и терпеливый характер.
Для других детей, и отстающих, и хорошо успевающих в школе, частный
преподаватель может стать важным дополнительным источником знаний,
дополнительно стимулировать к обучению и, что немаловажно, дать ответ на
вопросы, которые ребенок стесняется задать на уроке, а значит оказать
существенную помощь по физике,
математике или иностранным языкам..
Однако, при неправильно организованных занятиях или недостаточной квалификации
учителя, уроки с частным преподавателем могут дать и противоположный эффект.
Рассмотрим некоторые нежелательные варианты взаимодействия ребенка и
репетитора.
1. Учитель чрезмерно
позиционирует себя как друга, идет на уступки, желая установить
доверительные отношения с ребенком. Такое желание логично и законно, однако
очень часто ребенок чувствует в этом слабость и незамедлительно ею пользуется –
не выполняет домашние задания, данные репетитором, отвлекает его вопросами, не
относящимися к уроку, пытается использовать занятия для выполнения школьного
домашнего задания. В результате эффект от занятий ничтожно мал, а иногда даже
приводит к ухудшению успеваемости, так как ребенок рассчитывает на помощь
репетитора и не слушает объяснения школьного учителя. При
возможности ненавязчивого контроля занятий, родителям желательно обратить
внимание на присутствие компонента авторитетности репетитора в глазах ребенка.
Если такового нет, можно указать на это преподавателю в личном разговоре, но
если он не сумеет исправить ситуацию, то продолжать такие занятия нет смысла -
репетитора стоит сменить.
2. Учитель излишне
авторитарен, бестактен, ругает ребенка за невнимательность,
плохую память, ошибки. При таком подходе у его ученика может возникнуть боязнь
к высказыванию своих мыслей, неуверенность в собственных возможностях,
замкнутость. Если вы заметили проявления такого поведения, нужно немедленно
прекращать занятия. Такой учитель вряд ли сможет сменить свой подход к урокам,
да и вернуть доверие ребенка практически невозможно.
3. На
занятиях преподаватель игнорирует знания, полученные ребенком в школе,
пытается навязывать ему свои методы решения, употребляет другие термины. Поскольку у ребенка новые
знания еще не систематизированы (а часто знаний просто недостаточно), то такой стиль занятий приведет к
путанице и боязни ребенка
применять даже те знания, в которых он был уверен.
Такая
ситуация также требует вмешательства родителей, однако вначале им нужно
правильно оценить поведение учителя, отличать заведомо непродуктивные способы подачи материала от попыток
его привить ребенку гибкость и самостоятельность
мышления при использовании нестандартных способов решения, которые зачастую не преподают в школе.
Это только некоторые примеры неэффективных способов
организации занятий репетитором. Существует еще много нюансов, например,
несоответствие требований к
ребенку его способностям, излишняя академичность подачи материала, или же
ориентирование только на повышение успеваемости при помощи зазубривания
стандартных решений без понимая их сути. Поэтому родители
должны внимательно отнестись к занятиям и судить об их эффективности не только
по оценкам, но и по реакции ребенка, по его общению с учителем. В противном случае можно не только выбросить на ветер деньги, но и
навредить ребенку
противопоставлением требований репетитора к требованиям учителей в школе.
|