ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ
Третий класс является переломным в жизни
младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года
обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять
активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными
изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в
данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и
третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся.
Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие
мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление,
то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся
основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал
об особенностях развития младших школьников: "Память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие – думающим".
Активно развивается и способность ребенка произвольно
управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью,
мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии
третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с
детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут
оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Хорошо развитые свойства
внимания и его организованность
являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем
школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая
роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с
распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким
образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость
школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные
свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен
влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на
протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания,
как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка
тренировать.
Для успешности в учебе необходимо также
развивать память младших
школьников.
Наиболее распространенный прием запоминания у
младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое
заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя
оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность
в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников
связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий
запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы
смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему
формированию.
Основой логической памяти является
использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания.
Такая память основана на понимании.
В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н.
Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием
мысли, а не одной памятью".
В качестве мыслительных приемов запоминания
могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление
плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и
различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи
как средства запоминания.
Для того чтобы умственное действие могло быть
использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть
первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием
классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть
классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми
принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено
обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков
предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению
давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей,
родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума,
познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При
этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в
младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального,
понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к
мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие
понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным
совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского
воображения.
Теперь обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению.
"Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал
философ Д.Дидро.
Как же помочь ребенку стать читателем?
К третьему классу у разных детей складывается
неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы
детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много,
не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по
принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо
владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения
может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом
случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения,
которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для
закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках
чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается
в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с
общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует
обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского
чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет
эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок,
любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку
взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том
числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют
техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и
самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не
проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора
или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама по себе
и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь
недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение
при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители
за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих
родителей.
Советы
родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно
заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы
американского психолога В.Уильямса. Вот некоторые из них.
* Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению
как к удовольствию.
* Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь,
заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
* Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и
получайте в качестве подарков.
* Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине
и т.п.).
* На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в
чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
* Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и
т.п.).
* В доме должна быть детская библиотечка.
* Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом
(например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
* Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
* По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя
сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
* Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
* Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
* Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их
навык и уверенность в себе.
* Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
* Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов,
комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!
* Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них
появляется ощущение законченности и удовлетворения.
* Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
Елена ДАНИЛОВА,
канд. психологических наук,
ведущий научный сотрудник Психологического института РАО,
г. Москва
|