ПАМЯТЬ.
Каждый
из нас постоянно пользуется памятью. Память бывает кратковременная и
долговременная. Кратковременной памятью мы пользуемся, когда нам нужно
сохранить информацию на несколько минут, и нам не надо повторять информацию,
чтобы она запомнилась. Долговременная память помогает нам сохранить информацию
как можно дольше. Но чем дольше нам нужна информация, тем лучше нам придется ее
учить.
Память
бывает двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Двигательная
– память на движения. Люди, которые научились ездить на велосипеде, обычно
помнят, как это делали даже через год, два или несколько лет.
Эмоциональная
память запоминает, сохраняет и воспроизводит различные переживания – веселые,
грустные. Мы помним о своих переживаниях и можем возвращаться к ним.
Образная
память. В жизни человек постоянно пользуется зрительной, слуховой,
обонятельной, вкусовой и осязательной памятью. Зрительная память – память на
образы: мы помним лица людей, мы помним какие-то моменты в жизни в виде
картинок. Слуховая память сохраняет разные звуки – школьный звонок, сигнал
машины, шелест листьев в лесу. Обонятельная память - память на различные
запахи: запах яблок, персиков, розы, апельсина, сена, вкус лимона, шоколада.
У
каждого человека память состоит из вышеперечисленных видов, но часто какой-либо
вид является наиболее развитым. Например, одним людям легче информацию
прочитать – они ее так лучше запоминают, а другим – послушать на лекции или
уроке. Кто-то очень хорошо запоминает запахи, и вкусы различных блюд. Одному
легче выучить танец, а другому – стихотворение.
Все
виды памяти можно развивать с помощью упражнений. Мы предлагаем вам малую часть
из того, что вы можете найти в литературе:
1. Запоминать
ряд слов, не связанных между собой по смыслу. Начинать с 10 слов, постепенно
увеличивая их количество.
2. В
конце какого-либо длинного разговора воспроизвести основные моменты разговора.
Отметить моменты перехода на новую тему (ассоциации).
3. Вечером
вспомнить какие слова звучали в классе на перемене. Вспомнить с кем
разговаривала и на какую тему.
4. Вспомнить
во что были одеты подружки, учителя.
5. Постараться
вспомнить детали пути в школу. Описать каждый шаг и все вокруг. Затем задание
усложнять тем, что надо описать путь, пройденный один раз.
6. Ведущий
показывает на 3-5 секунд картинку с изображением простого предмета или
нескольких чисел или слогов. Затем картинка убирается. Участник должен
восстановить изображенное на картинке.
7. На
столе раскладываются предметы (5-6). Участник 3-5 секунд изучает предметы. Затем
отворачивается и пытается восстановить. Затем количество предметов постепенно
увеличивают.
8. Узнай
формулу среди похожих. На листе бумаги записывается несколько похожих формул.
Необходимо определить, какая формула правильная. Правильные формулы можно
выписывать на листы и вывешивать по дому в разных местах.
9. Нарисуй
схему комнаты, … или сказки. Находясь на кухне, надо нарисовать схему комнаты,
где и что стоит. Затем схему необходимо проверить.
10.
Задание: нарисовать сказку в комиксах. Вместо сказки можно изображать параграф
по истории или географии. Затем по получившимся комиксам надо попытаться
восстановить сказку. Вместо сказки можно зарисовывать теоремы, задачи,
построения и т.д.
11.
Перечисли все …(зеленые) предметы в комнате. Ребенку предлагается перечислить
все предметы, находящиеся в другой комнате и обладающие каким-либо признаком,
например они зеленые (или круглые). Усложнение задания: перечислить все фигуры,
у которых 1 угол острый или фигуры, у которых есть основание, и т.д.
12.
Шпаргалки. Изготовление шпаргалок (не на компьютере) помогает запомнить
информацию. После изготовления шпаргалками лучше не пользоваться. |