Утомление - одна из
причин
плохого поведения
ребенка
Сегодня мы поговорим о наиболее часто
задаваемом вопросе родителей детей:"Почему ребенок начинает плохо
себя вести?"
Вариантов ответа несколько. Это и
возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена
стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка
проста - это усталость, утомление.
Если ребенок часто утомляется, ослабевает
его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие,
часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не
тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка.
Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь
прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода,
грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
· беспричинный плач, капризы;
· малыш начинает тереть глаза,
зевать;
· нарушается координация движений,
особенно рук;
· замедляются движения, появляется
вялость;
· возникают несвойственные ребенку
агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол
и т.д.;
· может возникнуть чрезмерная
активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть
и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок,
смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети
начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые:
чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в
доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например),
недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении,
шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется
(проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление -
болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к
проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое
нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям,
которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на
новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания
(адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
· От возраста. Чем младше ребенок,
тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он
устает.
· От темперамента. Дети-меланхолики и
дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым
условиям.
· От состояния здоровья. Физически
слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к
детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
· От наличия или отсутствия опыта
пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в
гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр,
магазин и т.д.).
· От контраста между обстановкой дома
и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем
труднее привыкать ребенку.
· От разницы отношений взрослых дома
и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают,
уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и
прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
· От умения окружающих (родителей,
педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у
ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное
настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в
спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения,
присущие именно данному малышу).
Рекомендации для
родителей
· Чтобы избежать утомления,
придерживайтесь следующих правил:
· Соблюдайте режим.
· Чаще гуляйте. Хорошо, если
прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды),
ежедневной.
· Чаще проветривайте комнаты, где
ребенок спит, играет.
· Предлагайте новые игрушки,
игры.
· Сон помогает восстановить силы,
поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте
спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
· Чередуйте спокойные и активные
занятия.
· Не обрывайте резко занятие,
интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее
предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать
время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
· Дозируйте просмотр
телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок
не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
· Удовлетворяйте потребность ребенка
в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк,
ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности
малыша).
|